Вторник, 07.01.2025, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Кулёвой Юлии Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учительская » Методическая копилка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
[ Скачать с сервера (51.3 Kb) ] 28.11.2016, 17:25

Одна из тенденций улучшения качества образования - ориентация школы на развитие у детей творческого потенциала и мышления, умений использовать эвристические методы в процессе открытия нового знания и находить выход из различных нестандартных ситуаций.

Курс внеурочной деятельности "Умники и умницы" дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мысли­тельной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов дея­тельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, класси­фикация, обобщение).

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, вы­полнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и ви­довыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возник­новению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они по­строены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сде­лать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Цель курса внеурочной деятельности " Умники и умницы ": развитие творчес­кого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к ма­тематике.

Задачи курса:    

• познавательные:

- формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки;

- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, рас­крывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;

• развивающие - развивать у младших школьников:

- мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умения использовать полученные знания в новых условиях;

- математическую речь;

• воспитательные - воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, ком­муникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, кри­тическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета "Математика".

 

 

  1. Планируемые результаты освоения курса

«Умники и умницы»

   В результате изучения курса «Умники и умницы» происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Планируемые результаты освоения курса «Умники и умницы»

к концу 1-го года обучения:

Учащиеся научатся:

наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в об­щем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);

• классифицировать предметы по группам;  

• самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую законо­мерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

• решать простые логические задачи;

• отгадывать загадки и ребусы;

• заполнять числовые треугольники.

Планируемые результаты освоения курса «Умники и умницы»

к концу 2-го года обучения:

Учащиеся научатся:

решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

• решать словесные и картинные ребусы;

• заполнять магические квадраты размером 3 х 3;

находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой -второму множеству;

• проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

• читать простейшие изографы.

Планируемые результаты освоения курса «Умники и умницы»

к концу 3-го года обучения:

Учащиеся научатся:

устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

• различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

• решать удобным для себя способом (в т. ч. и с помощью таблиц и графов) комбинатор­ные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;

• выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

• правильно употреблять термины "чаще", "реже", "случайно", "возможно", "невозможно";

• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием

и решением.

Планируемые результаты освоения курса «Умники и умницы»

к концу 4-го года обучения:

Учащиеся научатся:

выполнять прикидку результатов арифметических действий;    

• понимать и объяснять решение нестандартных задач;    /                     

• читать и строить вспомогательные модели к задачам;

• распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плос­кости;

• распознавать объемные тела (параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;      

• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

• уметь решать комбинаторные задачи различных видов;

• находить вероятности простейших случайных событий; 

•осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).

 

 

 

  1. Содержание курса «Умники и умницы»

 

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

 

Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности " Умники и умницы ":

• тестирование-диагностика проводится в начале и конце учебного года;

• участие обучающихся:      

- в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;

- математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т. д.);

- интеллектуальных играх (КВН, "парад умников", "брейн-ринг" и т. д.);

- исследовательских проектах.

Формы подведения итогов работы в рамках курса внеурочной деятельности: учебно-исследовательская конференция, фестиваль "Юный матема­тик", фестиваль исследовательских проектов.

 

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие;

- экскурсии;

- организация праздников;

- театрализованное занятие;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

- перспектива.

Категория: Методическая копилка | Добавил: julia-kuleva
Просмотров: 833 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Сайт Кулёвой Юлии © 2025
uCoz