Вторник, 07.01.2025, 00:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Кулёвой Юлии Александровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учительская » Методическая копилка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"
[ Скачать с сервера (84.7 Kb) ] 28.11.2016, 17:22

В  связи  с  переходом   на  новые  стандарты  образования  большое  значение  приобрела  проблема  развития  творческих  способностей  личности,  интереса  к  культуре  своей  Родины,  истокам  народного  творчества,  эстетического  отношения  к  действительности,  воспитанию  мировоззрения – особого  отношения  к  миру  и  пониманию   места  человека  в  нем.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Задачи:

Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.

Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.

Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Правильное использование цветовой гаммы.

Программа способствует:

• развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и

характера;

• помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в

жизни;

• формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного

искусства в жизни;

• освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

• обучению практическим навыкам художественно – творческой

деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей

и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом

возможных художественных средств;

• созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе

взаимопонимания коллективной работы;

• знакомству с историей пластилина, бумагопластики и изготовления

кукол, народными традициями в данных областях.

 

  1. Планируемые результаты освоения курса

«Умелые руки»

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Умелые руки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

• навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

• ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

• способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

• заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
  • художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
  • формировать собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Предметные результаты:

  • уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
  • понимать образную сущность искусства;
  • сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;
  • эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
  • выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Учащиеся получат возможность научится:

  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
  • моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
  • понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;
  • осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
  • учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
  • называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
  • выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
  • выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
  • подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
  • сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
  • добывать необходимую информацию (устную и графическую).
  • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
  • определять основные конструктивные особенности изделий;
  • подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
  • соблюдать общие требования дизайна изделий;
  • планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

 

Планируемые результаты освоения курса «Умелые руки»

к концу 1-го года обучения:

Учащиеся узнают:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

Учащиеся научатся:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

 

Планируемые результаты освоения курса «Умелые руки»

к концу 2-го года обучения:

Учащиеся узнают:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

Учащиеся научатся:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

 

Планируемые результаты освоения курса «Умелые руки»

к концу 3-го года обучения:

Учащиеся узнают:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

Учащиеся научатся:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу). 

                             

Планируемые результаты освоения курса «Умелые руки»

к концу 4-го года обучения:

Учащиеся узнают:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Учащиеся научатся:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

 

  1. Содержание курса «Умелые руки»

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Дети третьего и четвертого годов обучения учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. В начале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, воротники, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение пасхального яйца, салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия.

Содержание курса  «Умелые руки»   1 класс (33 часа)

 

Вводное занятие.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление закладки по образцу.

Знакомство с оригами.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

Изготовление аппликаций по образцу.

Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).

Изготовление настольных игрушек (по образцу).

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью.

Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).

Работа с бросовым материалом.

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,

Работа с пластилином.

Лепка людей, животных, овощей (по образцу).

Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).

Лепка по замыслу детей.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

 

Содержание курса  «Умелые руки»   2 класс (34 часа)

Вводное занятие.

Проведение входного контроля.

Правила по технике безопасности.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном.

Закладка с использованием вышивки.

Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик).

Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).

Игрушки небывальщины (работа по замыслу).

Изготовление аппликации “Осенний лес”.

Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).

Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.

Знакомство с папье-маше.

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).

Вырезание снежинок.

Работа с тканью, мехом.

Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).

Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.

Изготовление обложки для книги.

Шитье мягкой игрушки.

Изготовление сувениров.

Работа с природным материалом.

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

Изготовление композиций из засушенных листьев.

Изготовление животных из шишек.

Составление композиции (коллективная работа).

Работа, по замыслу детей.

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином.

Лепка людей, животных.

Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.

Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

Работа с бросовым материалом.

Изготовление сувениров.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

 

Содержание курса  «Умелые руки»   3 класс (34 часа)

Вводное занятие.

Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Вязание крючком.

Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.

Игольница “Грибок”, “Ромашка”.

Вязание игрушек-сувениров.

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление новогодних сувениров.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.

Изготовление гирлянд (коллективная работа).

Изготовление игрушек-сувениров.

Работа с тканью, мехом.

Шитье мягкой игрушки.

Изготовление игрушек-сувениров.

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

Работа с бросовым материалом.

Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.

Шитье игольницы (из открыток).

Изготовление подставки для чайника.

Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).

Знакомство и изготовление чеканки (по образцу).

Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином.

Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

 

Содержание курса  «Умелые руки»   4 класс (34 часа)

Вводное занятие.

Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бисером.

Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций.

Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения.

Плетение браслетов-“фенечек”.

Плетение колец.

Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).

Плетение брошек (работа по схемам).

Плетение кулонов.

Ажурные браслеты.

Самостоятельное составление схем (работа в тетрадях).

Панно “Стрекозы”.

Плетение одной нитью.

Плетение в две нити.

Плетение жгута.

Плетение крестиком.

Плетение столбиком.

Плетение салфетки из бисера.

Плетение пасхального яйца.

Работа по замыслу детей.

Работа с тканью, мехом.

Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала).

Работа с бумагой и бросовым материалом.

Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)

Изготовление карандашницы.

Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).

Изготовление шкатулки-сувенира.

Игрушка “Гордый петух” (из пластмассовой бутылки).

Изготовление чеканки (по замыслу детей).

Работа по замыслу детей.

Вязание на спицах.

Приемы вязания.

Набор петель начального ряда.

Лицевые, изнаночные и кромочные петли.

Накиды.

Прибавление и убавление петель.

Вязание шапочки и шарфика для куклы.

Вязание детских варежек, носочек.

Вязание рисунка.

Работа с пластилином.

Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Проведение итогового контроля.

 

  1.  
Категория: Методическая копилка | Добавил: julia-kuleva
Просмотров: 1077 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Сайт Кулёвой Юлии © 2025
uCoz